Смерть заемщика часто становится причиной недоразумений между кредиторами и наследниками. В этом случае ситуация развернулась драматично: банк, получив страховку после смерти должника, все равно попытался взыскать долг с его вдовы, что привело к судебной тяжбе и трём инстанциям, поддержавшим кредитора, сообщает Дзен-канал "Юрист объясняет | Евгений Фурин".
История кредита
События начались несколько лет назад, когда некий мужчина оформил автокредит с включенной страховкой жизни. Спустя какое-то время он стал забывать о регулярных платежах, и банк, следуя процедуре, потребовал вернуть всю сумму кредита немедленно. Заемщик не откликнулся на это требование, и дело дошло до суда, который в итоге принял заочное решение в пользу банка.
К сожалению, вскоре после этого мужчина скончался. Его вдова, гражданка Б., стала единственной наследницей и столкнулась с неожиданной проблемой, когда попыталась зарегистрировать автомобиль на свое имя — на него были наложены ограничения из-за исполнительного производства. Именно тогда она узнала о судебном решении и возникших долгах.
Судебные разбирательства
Подозревая, что у банка не было возможности получить страховую выплату, вдова подала иск, требуя признать действия кредитора незаконными. Однако в судах первой и второй инстанций аргументы Б. не были учтены. Суды посчитали, что после требования о досрочном возврате кредита долг стал просроченным, что исключало возможность получения страховой выплаты.
Несмотря на настойчивые доводы вдовы о том, что банк, как кредитор, был обязан уведомить страховую компанию, суды проигнорировали это обстоятельство. Все три инстанции поддержали позицию банка, и только дело дошло до Верховного суда, где были подняты интересные аспекты.
Решение Верховного суда
Верховный суд отметил, что страховая компания не была привлечена к делу, а это затруднило анализ ситуации: как можно было утверждать, что страхового случая не произошло, если факты не были должным образом рассмотрены? Суд отменил решения предыдущих инстанций, направив дело на новое рассмотрение.
В ходе повторного разбирательства выяснилось, что банк на самом деле уже получил страховое возмещение, но не сообщил об этом в суд и продолжал взыскивать долг с вдовы. Итогом стало признание действий банка незаконными, а также обязательство вернуть ей 76 тысяч рублей и выплатить 120 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.































