В октябре и ноябре 2025 года в России снова активно обсуждают возможность перехода на 12-летнюю систему школьного обучения. Инициатором преобразований стал Владислав Гриб, заместитель секретаря Общественной палаты России. Данная идея, хоть и не нова, в условиях современных демографических изменений и проблем с кадрами в образовании обретает особую актуальность, сообщает Дзен-канал "«Ваше Право» — простые ответы на сложные вопросы. Юридические лайфхаки.".
Основные тезисы инициативы
Сторонники реформы, в числе которых и сам Гриб, уверены, что дети в России ничем не уступают своим сверстникам в других странах. Они выделяют несколько ключевых преимуществ:
- Улучшение возможностей для педагогов — переход на 12-летнее обучение способен сохранить рабочие места в условиях снижения числа первоклассников;
- Согласованность с мировыми трендами — 12-летняя система образования принята во многих развитых странах;
- Естественность изменений — последний год в детском саду можно считать своего рода подготовительным классом;
- Оптимизация возраста для поступления в вузы — это сделает процесс более соответствующим возрастным критериям совершеннолетия.
Осторожный подход Министерства просвещения
Министр просвещения Сергей Кравцов подчеркнул необходимость взвешенного подхода к таким инициативам. Он отметил, что любые изменения должны быть тщательно проанализированы и обсуждены с научным сообществом, педагогами и родителями. По его словам, система образования реагирует на изменения с большой осторожностью, и любые новшества требуют много времени для внедрения.
Обсуждение и противоречия
Тем временем, многие эксперты высказывают опасения. Противники реформы указывают на возможное снижение качества образования, экономические риски, а также сложности в реализации. По оценкам специалистов, переход на новую систему обучения может занять от 13 до 15 лет, и в это время демографическая ситуация может измениться. К тому же, увеличение сроков обучения потенциально приведет к запоздалому получению аттестата зрелости. В обществе существует много мнений, и важно учитывать интересы всех сторон, чтобы принимать решения, способствующие улучшению качества образования.































