Каждый новый проект бюджета вызывает ощущение, что в Министерстве финансов имеется волшебная кнопка под названием «оптимизм». Удивительно, но стоит нажать на нее, как доходы увеличиваются, расходы сокращаются, а дефицит словно исчезает. Однако реальность зачастую оказывается гораздо менее радужной.
Представленный бюджет на 2026 год выглядит соблазнительно: аккуратные цифры и дефицит в почти 4 трлн рублей. Но если разобраться в деталях, ситуация претерпевает заметные изменения.
Нефть и оптимизм
В традициях государственного бюджета — завышать прогнозы цен на нефть, чтобы дефицит выглядел более управляемым. В этом году заложили цену на нефть на уровне 59 долларов за баррель. Однако эксперты предупреждают: реальная стоимость скорее всего будет колебаться около 50 долларов, если повезет. При ухудшении условий и снижения спроса можно ожидать, что доходы от нефти окажутся на 15–20% ниже запланированных. Это означает, что в казну недоплывут 1,5–2 трлн рублей.
Таким образом, уже можно говорить о первой значимой дыра в бюджете.
НДС: мифы и реальность
Налог на добавленную стоимость (НДС) считается основой бюджета, но в этом году тоже не обошлось без оптимистичных прогнозов. Запланированные сборы в 17,5 трлн рублей значительно превышают текущие показатели в 14,5 трлн. Похожий скачок в размере 3 трлн рублей основан на повышении НДС и переходе малого бизнеса на этот режим. Однако реальные экономические условия могут существенно снизить эти ожидания. Неудивительно, что при реальной эффективности сборов доходы окажутся на 2,5 трлн рублей меньше. В совокупности с нефтегазовыми доходами недостача уже достигла примерно 8 трлн рублей.
Рассмотрим расходы
Что касается расходов, здесь также существуют серьезные риски. Их расчет основывался на уровне инфляции в 4%, что выглядит оптимистично. В реальности эта цифра может достигать 7–8%, что немедленно увеличивает расходы на 1,5–2 трлн рублей. А если добавить обслуживание государственного долга, можно ожидать дополнительных расходов в сотни миллиардов рублей.
Суммируя все эти недочеты, картина складывается следующая:
- Недобор по доходам: 5–6 трлн рублей;
- Перерасход по расходам: 2 трлн рублей;
- Мелкие расхождения: около 1 трлн рублей.
Итак, реальный дефицит бюджета, по расчетам специалистов, составляет не 4 трлн рублей, а целых 8–10 трлн рублей. Этот разрыв между ожиданиями и действительностью вызывает вопросы о том, насколько правдоподобны цифры, представленные властями.