В Государственной Думе наступила новая эпоха молчания: руководство парламента черезВолодина ограничило возможность депутатов комментировать ключевые параметры федерального бюджета на 2026 год. Теперь лишь назначенные спикеры от фракций имеют право высказываться по данному вопросу. Такую политику многие восприняли как попытку скрыть от общества неподобающие изменения, в том числе значительное увеличение налога на добавленную стоимость.
Под запретом — обсуждение бюджета
Депутат Михаил Делягин, обладая опытом в экономике и выступая зампредом комитета по экономической политике, откровенно выразил беспокойство: такой шаг исключает возможность независимых экспертных мнений и заставляет задаваться вопросом. Если предлагаемый бюджет действительно выгоден народу, что мешает открытым дебатам? Власти, похоже, стремятся избежать критики и предпочитают «тихое» принятие решений, которое может затянуть финансовое бремя на граждан.
Что скрывает правительство?
Тем временем министерство финансов России представило пакет законопроектов, который стал основой для обсуждения. Основные предложения министерства включают:
- Увеличение обычной ставки НДС с 20% до 22% с начала 2026 года, при этом льготная ставка в 10% сохранится для социально значимых товаров.
- Снижение порога выручки для малых предприятий, обязательных к уплате НДС, до 10 миллионов рублей, что ведет к угрозе выживания для многих малых бизнесов.
Министерство финансов пытается представить данные меры как «необходимые», чтобы сохранить баланс бюджета. Однако при планируемых государственных расходах на национальные проекты в размере свыше 41 трлн рублей, повышение налогов возложено на плечи населения и малых предпринимателей, в то время как другие варианты финансирования остаются без внимания.
Налог на бедность или решение проблемы?
Не вызывает сомнений, что НДС является косвенным налогом, который в конечном итоге оплачивают граждане. Компании закладывают этот налог в стоимость продукции, что в условиях инфляции ведет к росту цен на основные товары. Это решение негативно окажет влияние на наименее защищенные слои общества, у которых большая часть бюджета уходит на базовые потребности.
Правительство могло бы рассмотреть альтернативные пути пополнения бюджета, такие как:
- Введение налога на сверхприбыли крупных компаний, которые показывают рекордные доходы, несмотря на санкции.
- Борьба с теневой экономикой и высокодоходными схемами, которые обходят налоговые обязательства.
Тем не менее, чиновники предпочитают увеличивать налоговую нагрузку на граждан, что подрывает основы экономики и угрожает стабильности малого бизнеса, который создает множество рабочих мест.