Банк России активно рассматривает вопрос о возможности приватизации Национальной системы платежных карт (НСПК), что может существенно изменить ландшафт платежного рынка. В центре обсуждений стоит вариант продажи миноритарной доли в НСПК или отдельных ее сервисов, таких как платежная система «Мир» и система быстрых платежей (СБП). Выпуск такого пакета на рынок приветствуется участниками финансовой отрасли, которые отмечают, что это позволит им более активно влиять на формирование тарифной политики и развитие новых продуктов.
Обсуждение возможностей приватизации
На форуме «Финополис 2025» 9 октября Эльвира Набиуллина, глава Банка России, озвучила два основных направления приватизации: либо продажа миноритарного пакета, либо 100% отдельных сервисов. Будущие сервисы, выставленные на продажу, потребуют переоформления в независимые юридические лица, а окончательный выбор этих сервисов будет сформирован на основании обсуждений с участниками рынка.
Цели и обоснования приватизации
По словам Набиуллиной, главная цель приватизации — улучшить взаимодействие с рынком и увеличить участие экспертов в развитии различных сервисов. Существует мнение, что такая мера поможет смягчить имеющееся недовольство по отношению к Центробанку, который, как считают некоторые, излишне монополизирует услуги на рынке.
Приватизация объявлена частью стратегии развития НСПК с момента ее создания и не раз поднималась в повестке. Эксперты полагают, что наиболее эффективным вариантом будет продажа миноритарной доли, так как это даст банкам возможность влиять на тарифную политику и генерировать новые идеи.
Мнения участников рынка
Участники рынка поддерживают идеи регулятора. Мнения специалистов варьируются: одни считают, что миноритарный пакет будет интересен как крупным отечественным игрокам, так и иностранным инвесторам, другие же акцентируют внимание на том, что продажа отдельных сервисов может быть сложной и менее выгодной.
Некоторые банкиры высказывают сомнения, считая, что миноритарный пакет не обеспечит достаточного влияния на развитие продуктов и тарифной политики, так как ключевые решения останутся за регулятором. В то же время, покупка отдельных сервисов может рассматриваться как способ избежать конкуренции со стороны Центробанка.
В конечном счете, независимо от выбранной модели, участники рынка предполагают, что приватизация может быть организована в формате закрытого аукциона, что позволит не только учесть мнения игроков, но и повысить финансовую эффективность сделки.






























