Третий кассационный суд общей юрисдикции вынес важное решение, касающееся налогообложения граждан, у которых списаны долговые обязательства. В данном деле речь шла о ситуации, когда банк признал задолженность безнадежной и, по сути, простил долг гражданину.
Неожиданное решение налоговиков
Федеральная налоговая служба (ФНС) посчитала, что прощенная сумма долга должна рассматриваться как доход в виде "подарка". Согласно этой логике, поскольку гражданин больше не обязан возвращать деньги, государство требует уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13%. Подобные действия налоговиков давно стали привычным делом, однако судебная практика начинает принимать иной оборот.
Кейс из Санкт-Петербурга
В одном из недавних дел Федеральная налоговая служба потребовала уплаты налога с суммы более 1,2 ????? рублей, простившейся одной из жительниц Санкт-Петербурга. Банк, выступающий как налоговый агент, уведомил ФНС о не удержанном налоге, но суды всех инстанций встали на защиту должницы, не поддержав требования налоговиков. В итоге, кассация подчеркивает, что долг, списанный кредитором, не является основанием для появления налогооблагаемого дохода у должника.
Принципы суда
Согласно правовым выводам, озвученным кассацией, простое отражение долга как безнадежного в учете кредитора не доказывает наличие дохода у должника. Прощение долга не следует интерпретировать как подарок, так как это не является намерением кредитора. Более того, списание задолженности, не признанной должником и не подтвержденной судебным решением, не создает оснований для обложения налогом.
Эти выводы помогут нижестоящим судам принимать правильные решения, и теперь можно с уверенностью утверждать, что налог с суммы списанных долгов платить не требуется.






























